Ребенок-тоддлерc 1,5 до 3 лет
ami-стандарту
Ребёнок в этом возрасте является бессознательным творцом, строит себя. На это влияет тот опыт, который он получает в окружающей среде. «Разум ребёнка должен сформировать себя с помощью того, что он черпает из внешнего мира».
Дети спонтанно активны и учатся тому, что считалось слишком сложно для их возраста. Если активность имеет практическую цель, то у них будет хорошо развиваться не только движение, но и интеллект. «Движение помогает развитию разума, который в свою очередь, выражает себя в движении и активности»
Монтессори объясняет, почему дети в первые годы жизни с таким удовольствием выполняют работу, связанную с практической жизнью. Дети и взрослые руководствуются разными целями при выполнении этой работы. Взрослый работает, чтобы усовершенствовать среду, в то время как ребенок, чтобы усовершенствовать себя.
Эта деятельность требует мышечных усилий и приводит к видимым результатам, полезным как себе, так и окружающим.
Занятия практической жизнью дают уникальную возможность – усовершенствовать свои моторные способности, гарантируя удовлетворение и удовольствие от конкретного результата, например, накрыть на стол, одеться, постирать, помыть посуду, приготовить. Ребёнку необходимо участвовать и быть уверенным в том, что он делает.
Важно предоставить среду, которая показывает признание и принятие присутствия ребенка в нашей жизни. Организовать её в соответствии с потребностями, это касается и домашней среды. Чтобы выстроить внутренний порядок ребёнку нужен внешний порядок, т.е. важно создать такую среду, в которой всему есть своё место.
Взрослые часто создают препятствия детям. Они сажают их в ограниченное пространство, дети не могут активно двигаться и наблюдать за миром. Взрослые выполняют дела за ребёнка – быстрее, аккуратнее, эффективнее и не уделяют внимание тому, чтобы научить, медленно показать, как делать, предоставить возможности в среде для удовлетворения потребностей. Любая ненужная помощь – помеха развитию.
Даже детям до 3 лет нужна социальная жизнь и определенная степень независимости «Я хочу и могу это сделать». Это важные потребности их жизни.
и определенная степень независимости
«Я хочу и могу это сделать».
Это важные потребности их жизни
ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА – ЭТО ДОМ ДЛЯ РЕБЁНКА
Дети чувствуют себя хозяевами своего маленького дома. Они спокойны и самостоятельны, ведут себя с достоинством. Среда соответствует размеру и интеллектуальному уровню развития ребенка.
Цель нашей среды – чтобы ребёнок мог работать независимо и поддерживать порядок в среде, строить свой разум на основе реального опыта, ощущать себя комфортно и безопасно.
Мы разделяем пространство на зоны
-сенсорная
-языковая
-творческая
-практическая жизнь — это уход за собой, за окружающей средой, кулинария
Мы разрешаем ребёнку свободно действовать по собственной инициативе, делать выбор
–материала, с которым есть желание заниматься;
– где заниматься в классе, это может быть любой свободный стол или коврик на полу в любом месте;
–сколько по времени заниматься, дети имеют тенденцию к повторению и концентрации, поэтому занятие с одним материалом может быть длительным, доходить до 30-40 минут, что необходимо для удовлетворения потребности ребёнка.
–с кем заниматься, ребёнок ближе к 3 годам может выбрать другого ребёнка для совместной деятельности.
В сенсорной зоне материалы для:
–развития мелкой моторики рук, различных видов захвата, например, сортировка, пазлы, мозаика, открывание и закрывание различных ёмкостей;
–зрительно-моторной координации, например, пирамидки, копилки;
–скоординированная работа обеих рук, например, нанизывание, нарезание, вышивание;
В творческой зоне мы предлагаем материалы для самовыражения, такие как
-аппликация
-лепка
-рисование красками на мольберте
-рисование акварелью
-рисование мелом
Учим детей пользоваться этими средствами, и не рисуем за них.
Языковая зона
У детей первые три года уровень внутреннего языкового развития гораздо выше, чем внешнее выражение с помощью речи. Работа с детками с 0-3 лет в области языка связана только с развитием устной речи, т.к. ещё не развиты те отделы мозга, которые вовлечены в использование письменной речи. В возрасте 18-20 месяцев ребёнок начинает использовать ядерные фразы и телеграфную речь: например, «папа книга» означает «папа, почитай мне книгу».
В возрасте 2 лет происходит феномен, который М.Монтессори назвала «взрыв языка», ребёнок начинает пользоваться фразами, хотя не совсем правильно грамматически их выстраивает. До 3 лет словарный запас ребёнка активно увеличивается, к концу этого периода дети могут оперировать примерно 2000 слов, а понимать гораздо больше.
а понимать гораздо больше
На базе сенсорных впечатлений у детей формируется образ предмета, который можно представить, не видя этот предмет. Слово – это абстракция, без образов слова не имеют смысла. В раннем детстве важно качество образа. Во время языковой презентации ребёнок устанавливает связь между образом и словом. Мы стремимся дать детям как можно больше реальной, достоверной информации.
Языковые материалы позволяют самостоятельно взаимодействовать с ними, активно участвовать в процессе.
В языковой зоне мы предлагаем
–реальные предметы и модели, например, фрукты, посуда, фигурки домашних животных.
–предметы и карточки, которые можно сопоставить, наблюдать отличие трёхмерного и двухмерного изображения, открыть для себя, что это одно и то же.
–карточки
–книги
Тоддлеры больше всего любят книги о том, что наблюдают в обычной жизни и хорошо знают. Это простые истории с реалистичными картинками и коротким текстом, фотокниги со знакомыми предметами, животными, первые энциклопедии.
В детской библиотеке ребёнок сам выбирает книгу по своему интересу и рассматривает её. Слушать чтение книг – любимое и ежедневное занятие у детей.
-билингвальность
Носителем английского языка является ассистент, таким образом, не происходит смешение языков и ребёнок осваивает два языка параллельно. В классе есть книги на английском языке.
-музыкальные занятия
В нашем классе важными моментами для развития детской речи являются – пение, слушание, ритм, движения.
В упражнениях практической жизни мы предлагаем:
В зоне упражнений практической жизни мы предлагаем настоящую, а не воображаемую деятельность. Если ребёнок вытирает воду, значит она действительно разлита, по настоящему стирает, потому что тряпочки грязные, накрывает на стол, наводит порядок в реальном мире. Дети совершенствуют свои движения и координацию.
В этих упражнениях достигается глубокая сосредоточенность, разум направляет движения ребёнка ради цели, устанавливает логические связи. Ценность упражнений практической жизни для ребёнка огромна, что подтверждают современные неврологи.
«Ни один трёхлетний ребёнок не сосредоточиться усилием воли, только через интерес, через исключительный интерес, направленный на выполнение работы, необходимой для развития личности».
В упражнениях практической жизни мы предлагаем
–уход за собой, например, мытьё рук, расчёсывание, одевание и раздевание и т.д.
–уход за окружающей средой, например, уход за растениями, мытьё зеркала, стирка, вытирание пыли и т.д.
–кулинарию, например, чистка и нарезание банана, приготовление салата, десерта и т.д.
Ребёнок получает огромное удовольствие от практической деятельности и конкретного результата, ощущает себя полезным и значимым, приобретает уверенность в своих силах, становится активным участником своей жизни.
Социальное развитие
Ребёнок общается с детьми разного возраста, что способствует взаимному уважению, проявлению заботы. Наблюдая за старшими, ребёнок видит свой горизонт развития, у него не возникает желание доказывать, что ты лучше.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
В классе работает учитель и два ассистента.
Все взрослые поддерживают желание ребёнка быть активным, свободно действовать, учат самостоятельности и помогают в той степени, в которой ребёнок нуждается.
Мы верим в ребёнка, признаём огромный потенциал, данный природой. Даём модель взаимоотношений, в основе которой лежит уважение к человеку, к его выбору и решению. Не позволяем вмешиваться в деятельность ребёнка и нарушать концентрацию.
Тщательно подготавливаем среду, чтобы отвечать потребностям ребёнка, создаём порядок и красоту, вносим изменения в среду для развития интереса. Помогаем ребёнку установить контакт с окружением и деятельностью.
Что касается психологической среды, мы поддерживаем ребёнка на пути его развития, сотрудничаем там, где это только возможно, даём правила, что позволяет ребёнку быть спокойным и ощущать себя в безопасности.
Роль взрослого направлена на гармоничное развитие личности ребёнка и раскрытие природного потенциала.